Тема раннего развития сейчас набирает все большую популярность. Эта идея не отличается своей новизной, большинство методик были разработаны много лет назад и сейчас обретают новую популярность.
Все методики раннего развития в основе своей содержат идею о том, что к возрасту одного года мозг малыша развивается на 60%, а к трем годам - на 80%, и после трех лет восприимчивость мозга к новой информации начинает медленно угасать. Поэтому этот возрастной период наиболее благоприятен для усвоения ребенком любых навыков.
Поинтересуйтесь у своих родителей, они наверняка помнят семью Никитиных. Об этой семье стало известно примерно в конце 50-х годов прошлого века. Это семья педагогов Бориса и Лены Никитиных. Проживали они в Подмосковье и у них было семеро детей. Они привлекли к себе внимание СМИ тем фактом, что все их дети были невероятно развиты интеллектуально и физически. Все дети Никитиных рано пошли в школу, старший сын Алексей был на 2 года младше своих одноклассников, Антон в 8 лет, по настоянию отца, был переведен в 5-й класс, Анна пошла в школу в 7 лет, сразу во 2-й класс, Юлия пошла в 1-й класс в 4 года.
Семья Никитиных в полном составе
Дети Никитиных неохотно вспоминают свои школьные годы. Из-за разницы в возрасте с одноклассниками они были лишены возможности общения со сверстниками. Одноклассники их не любили, не принимали в свою компанию, издевались и били. Алексей в своем интервью говорит: «Школа была для меня хорошей подготовкой к жизни, я узнал, что такое быть изгоем.»
Учителя Никитиных тоже не жаловали. Дети, показывающие великолепные результаты в начальной школе, в средней перешли в разряд отстающих. Запаса знаний, которым они блистали в первых классах уже было недостаточно, а получение новых - давалось им тяжело. К моменту окончания школы ни один из Никитиных не был ни отличником, ни медалистом.
А родители, тем временем, процветали. Их семья долгое время оставалась в центре внимания широкой аудитории. Никитины напечатали несколько книг и множество брошюр, посвященных их методике раннего развития.
На примере семьи Никитиных мы видим главный подводный камень в системах раннего развития - дети стали заложниками тщеславия родителей. В этом и состоит ловушка, в которую мы можем попасть, следуя современной моде. СМИ активно продвигают стратегии раннего развития, на каждом шагу открываются центры обучающие центры для детей от полугода до трех лет. Создается общественное мнение: чтобы быть хорошим родителем нужно обязательно воспитать гения. В этой ситуации дети перестают быть индивидуальностями и становятся платформой для реализации родительских амбиций.
В методиках раннего развития нет ничего плохого, если они применяются с учетом интересов и возможностей конкретного ребенка и его родителей. Занятия должны обязательно соответствовать возрасту малыша. Пользу принесут развивающие программы, которые проводятся в легкой игровой форме, соответствуют интересам ребенка и он ощущает себя комфортно. На момент проведения занятий малыш должен быть здоров. Важно проводить занятия именно для удовлетворения интересов, а не для получения различных результатов и достижений. Любая методика раннего развития направлена на комплексное улучшение навыков: социальных, физических, творческих и т.д. Но у каждого малыша свои сроки развития тех или иных способностей, а излишнее давление может негативно сказаться на их формировании. Особенно внимательными следует быть родителям детей, которые когда-либо имели неврологические проблемы любого характера. Такие дети могут быть очень восприимчивы к любым переменам в жизни. При появлении любых негативных реакций родителям нужно пересмотреть свой подход к обучению.
И последнее, что нужно знать: ранее обучение ребенка каким-либо навыкам - не гарантия его успешности в будущем. Не стоит нагружать не по годам развитого малыша излишними обязательствами и собственными амбициями, это может негативно сказаться на его самооценке. Вырастить гармоничную личность - это задача посильная любящим и терпеливым родителям. Поэтому самым важным критерием всестороннего развития маленького человека являются отношения внутри семьи.